Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 уч. гг

1

Общие положения

I.

1. Основная образовательная программа основного общего образования
(далее ООП ООО) разработана в соответствии с Порядком разработки и
утверждения

федеральных

основных

общеобразовательных

программ,

утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2022 г. № 874 и с учетом приказа Министерства Просвещения Российской
Федерации от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования».
2. Содержание

ООП

ООО

представлено

учебно-методической

документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая
программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей
единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования
уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы.
3. Содержание и планируемые результаты разработанной образовательной
организацией ООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФОП ООО 1.
4. При разработке ООП ООО предусмотрено непосредственное применение
при реализации обязательной её части федеральных рабочих программ по учебным
предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание»,
«География» и «Основы безопасности и защиты Родины» 2.
5. ООП

ООО

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.

Часть 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2
Часть 63 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
1

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

2

6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
7. Целевой раздел ООП ООО включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
ООО.
8. Содержательный раздел ООП ООО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов:
 рабочие программы учебных предметов;
 программу

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся;
 рабочую программу воспитания.
9. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения ООП ООО и разработаны на основе
требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего
образования.
10. Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся содержит:
 описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
 характеристики

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных

универсальных учебных действий обучающихся.
11. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

3

идеалы,

крепкая

материальным,

семья,

созидательный

гуманизм,

труд,

милосердие,

приоритет

духовного

справедливость,

над

коллективизм,

взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. 3
12. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности
обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего
образования.
13. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и
внеурочной

деятельности,

осуществляемой

образовательной

организацией

совместно с семьей и другими институтами воспитания.
14. Рабочая

программа

воспитания

предусматривает

приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
15. Организационный

раздел

ООП

ООО

определяет

общие

рамки

организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы
и условия реализации программы основного общего образования 4 и включает:
 учебный план;
 календарный учебный график;
 план внеурочной деятельности;
 календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и
проводятся образовательной организацией или в которых образовательная
организация принимает участие в учебном году или периоде обучения.

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
4
Пункт 33 ФГОС ООО, утверждённого приказом № 287; пункт 14 ФГОС ООО, утверждённого
приказом № 1897.
3

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

4

II. Целевой раздел ООП ООО
16. Пояснительная записка.
16.1. ООП ООО является основным документом, определяющим содержание
общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
16.2. Целями реализации ООП ООО являются:
 организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
 создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
 организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в
особом внимании и поддержке.
16.3. Достижение

поставленных

целей

реализации

ООП

ООО

предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического
вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие

склонностей,

интересов,

способностей

к

социальному

самоопределению;
 обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок,

приобретению

личностными,
потребностями

знаний,

семейными,
и

умений,

навыков,

общественными,

возможностями

обучающегося,

особенностями его развития и состояния здоровья;

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

определяемых

государственными
индивидуальными

5

 обеспечение преемственности основного общего и среднего общего
образования;
 достижение

планируемых

обучающимися,

в

том

результатов
числе

освоения

обучающимися

ООП
с

ООО

всеми

ограниченными

возможностями здоровья;
 обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования;
 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
 организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
 участие

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей),

педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации;
 включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной
среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия;
 организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов,
психологов,

социальных

педагогов,

сотрудничество

с

базовыми

предприятиями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
 создание

условий

для

сохранения

и

укрепления

физического,

психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их
безопасности.
16.4. ООП ООО учитывает следующие принципы:
 принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на требованиях,
предъявляемых

ФГОС

ООО

к

целям,

содержанию,

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

планируемым

6

результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;
 принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП ООО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных
планах, планах внеурочной деятельности;
 принцип

учёта

ведущей

деятельности

обучающегося:

ООП

ООО

обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции,
контроль и самоконтроль);
 принцип

индивидуализации

обучения:

ООП

ООО

предусматривает

возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающегося;
 системно-деятельностный
результаты

обучения,

подход,

на

развитие

предполагающий
активной

ориентацию

на

учебно-познавательной

деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности
к саморазвитию и непрерывному образованию;
 принцип

учета

физиологических

индивидуальных

возрастных,

особенностей

обучающихся

психологических
при

и

построении

образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
 принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета
специфики изучаемых учебных предметов;
 принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

7

учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
 принцип

здоровьесбережения:

при

организации

образовательной

деятельности не допускается использование технологий, которые могут
нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет

использования

здоровьесберегающих

педагогических

технологий5;
 принцип

обеспечения

обучающихся

в

санитарно-эпидемиологической

соответствии

с

требованиями,

безопасности

предусмотренными

санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2, с изменениями, внесенными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря
2022 г. № 24, и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 286.
16.5. ООП ООО учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся. Общий объём аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет
не может составлять менее 5338 академических часов и более 5848 академических
часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной

нагрузке

при

5-дневной

учебной

неделе,

предусмотренными

Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями7.
Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения
России от 9 октября 2024 года № 704
6
Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения России от 9
октября 2024 года № 704
7
Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения
России от 9 октября 2024 года N 704.
5

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

8

16.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся разрабатываются индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации 8.
17. Планируемые результаты освоения ООП ООО.
17.1. Планируемые

результаты

освоения

ООП

ООО

соответствуют

современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС
ООО как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
17.2. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
ООО включают осознание российской гражданской идентичности; готовность
обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному

самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации
к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты освоения ООП ООО достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности образовательной организации

в

соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения

и

способствуют

процессам

самопознания,

самовоспитания

и

саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения ООП ООО отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского
воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания,
Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
8

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

9

эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического
воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды.
17.3. Метапредметные результаты включают:
 освоение

обучающимися

межпредметных

понятий

(используются

в

нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную
научную

картину

мира)

и

универсальных

учебных

действий

(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
17.4. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение овладевать:
 познавательными универсальными учебными действиями;
 коммуникативными универсальными учебными действиями;
 регулятивными универсальными учебными действиями.
17.4.1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями
предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работать с информацией.

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

10

17.4.2. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных
действий

обеспечивает

сформированность

социальных навыков

общения,

совместной деятельности.
17.4.3. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального
интеллекта.
17.5. Предметные результаты включают:
 освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления;
 виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов.
Требования к предметным результатам:
 сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на
применение знаний и конкретные умения;
 определяют

минимум

содержания

гарантированного

государством

основного общего образования, построенного в логике изучения каждого
учебного предмета;
 определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам;
 усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и
мира в целом, современного состояния науки.
18. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
ООО.
18.1. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования. Её основными функциями являются: ориентация образовательного
процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО и

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

11

обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
18.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
 оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также
основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации,
мониторинговых

исследований

муниципального,

регионального

и

федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических
работников как основа аттестационных процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
18.3. Основным
критериальной

базой

объектом

системы

выступают

оценки,

требования

её
ФГОС

содержательной
ООО,

и

которые

конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП
ООО. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
18.4. Внутренняя оценка включает:
 стартовую диагностику;
 текущую и тематическую оценку;
 итоговую оценку;
 промежуточную аттестацию;
 психолого-педагогическое наблюдение;
 внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной
проверки результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и
(или) метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков (не более
чем 45 минут каждый)9.

Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения России от 9
октября 2024 года N 704
9

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

12

Длительность практической работы, являющейся формой организации
учебного процесса, направленной на выработку у обучающихся практических
умений, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся
формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут)10.
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени,
отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем
учебном году11.
18.5. Внешняя оценка включает:
 независимую оценку качества подготовки обучающихся 12;
 итоговую аттестацию13.
18.6. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений.
18.7. Системно-деятельностный

подход

к

оценке

образовательных

достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке
уровня

функциональной

грамотности

обучающихся.

Он

обеспечивается

содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые
результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
18.7.1. В федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования 14 (Таблица 1).
Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения России от
9 октября 2024 года N 704
11
Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения России от
9 октября 2024 года N 704
12
Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
13
Статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
14
Подпункт 18.7.1 дополнительно включен с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения
10

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

13

Таблица 1.
Перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования
Код
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения
проверяемого основной образовательной программы основного общего образования
требования
1
Познавательные УУД
1.1
Базовые логические действия
1.1.1
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
1.1.2
Устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3
С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
1.1.4
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
1.1.5
Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
1.1.6
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев)
1.2
Базовые исследовательские действия
1.2.1
Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой
1.2.2
Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента)
1.2.3
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5
Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;

1.3

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение
Работа с информацией

России от 9 октября 2024 года N 704
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

14
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках
Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями

1.3.1

1.3.2

1.3.3

1.3.4
1.3.5
2
2.1
2.1.1
2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2
2.2.1

Оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Эффективно запоминать и систематизировать информацию
Коммуникативные УУД
Общение
Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах
В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций
Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения
Совместная деятельность
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

15

3
3.1
3.1.1

3.1.2

3.2
3.2.1
3.2.2
3.2.3

3.3
3.3.1

3.4
3.4.1

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой
Регулятивные УУД
Самоорганизация
Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение
Самоконтроль
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей
Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект
Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций
Принятие себя и других
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг

18.8. Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки,

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

16

так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
18.9. Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового
уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные
задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса, выступает достаточной основой для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.
18.10. Комплексный

подход

к

оценке

образовательных

достижений

реализуется через:
 оценку предметных и метапредметных результатов;
 использование комплекса оценочных процедур для выявления динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки;

использование

контекстной

информации

(об

особенностях

обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации
полученных результатов в целях управления качеством образования;
 использование

разнообразных

методов

и

форм

оценки,

взаимно

дополняющих друг друга, в том числе оценок проектов, практических,
исследовательских, творческих работ, наблюдения;
 использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ,
самооценка, взаимооценка);
 использование мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний, в том числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) технологий.
18.11. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через
оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
18.12. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе
реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную
деятельность. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

17

оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности образовательной организации и образовательных
систем разного уровня.
18.13. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности
отдельных личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в
общественно

значимых

мероприятиях

федерального,

регионального,

муниципального уровней и уровня образовательной организации; в соблюдении
норм и правил, установленных в общеобразовательной организации; в ценностносмысловых

установках

обучающихся,

формируемых

средствами

учебных

предметов; в ответственности за результаты обучения; способности проводить
осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор
профессии.
18.14. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних
мониторингов,

допускается

использовать

только

в

виде

агрегированных

(усредненных, анонимных) данных.
18.15. При оценке метапредметных результатов оцениваются достижения
планируемых результатов освоения ООП ООО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных
действий.
18.16. Формирование

метапредметных

результатов

обеспечивается

комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
18.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является
овладение:
 познавательными универсальными учебными действиями (замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические
операции, включая общие приёмы решения задач);
 коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение
умений учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество,
сверстниками,

взаимодействие
передавать

с

педагогическими

информацию

и

работниками

отображать

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

и

предметное

18

содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и
интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером);
 регулятивными

универсальными

учебными

действиями

(способность

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
18.18. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание

и

периодичность

внутреннего

мониторинга

устанавливаются

решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий
может строиться на межпредметной основе и включать диагностические
материалы по оценке читательской, естественнонаучной, математической,
цифровой,

финансовой

грамотности,

сформированности

регулятивных,

коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
18.19. Формы оценки:
 для

проверки

читательской

грамотности

‒

письменная

работа

на

межпредметной основе;
 для проверки цифровой грамотности ‒ практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
 для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка
процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных
учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью
не менее чем один раз в два года.
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

19

18.20. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
(далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных
предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний
и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную

и

результативную

деятельность

(учебно-познавательную,

конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
18.20.1. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
18.20.2. Результатом проекта является одна из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и
другие);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчётные материалы по социальному проекту.
18.20.3. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются образовательной организацией.
18.20.4. Проект оценивается по критериям сформированности:
 познавательных

универсальных

учебных

действий,

включающих

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
умение поставить проблему и выбрать способы её решения, в том числе
поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование
и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и других;
 предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

20

проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
 регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;
использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
 коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить
и

оформить

выполненную

работу,

представить

её

результаты,

аргументированно ответить на вопросы.
18.21. Предметные результаты освоения ООП ООО с учётом специфики
содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы,
ориентированы на применение обучающимися знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное
обучение.
18.22. При оценке предметных результатов оцениваются достижения
обучающихся планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
18.23. Основным предметом оценки является способность к решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом
учебном

материале

с

использованием

способов

действий,

отвечающих

содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных,
регулятивных,

коммуникативных)

действий,

а

также

компетентностей,

соответствующих направлениям функциональной грамотности.
18.24. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим
работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и
итогового контроля.
18.25. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются
в приложении к ООП ООО (Приложение 5).
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету включает:
1. Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

21

(письменно), практика).
2. Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные
оценочные процедуры).
3. График контрольных мероприятий (Приложение 6).
18.26. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего
образования.
18.26.1. Стартовая диагностика проводится в первый год изучения предмета
на уровне основного общего образования и является основой для оценки динамики
образовательных достижений обучающихся.
18.26.2. Объектом
сформированность

оценки

учебной

являются:

деятельности,

структура

владение

мотивации,

универсальными

и

специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами,
в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими
средствами, логическими операциями.
18.26.3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов. Результаты
стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебного процесса.
18.27. При текущей оценке оценивается индивидуальное продвижение
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
18.27.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в
обучении.
18.27.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты,

этапы

освоения

которых

зафиксированы

планировании по учебному предмету.
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

в

тематическом

22

18.27.3. В текущей оценке используется различные формы и методы
проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы
продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
18.27.4. Результаты

текущей

оценки

являются

основой

для

индивидуализации учебного процесса.
18.28. При

тематической

оценке

оценивается

уровень

достижения

тематических планируемых результатов по учебному предмету.
18.29. Внутренний мониторинг включает следующие процедуры:
 стартовая диагностика;
 оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
 оценка уровня функциональной грамотности;
 оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ,
анализа

посещённых

уроков,

анализа

качества

учебных

заданий,

предлагаемых педагогическим работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливаются
решением педагогического совета образовательной организации. Результаты
внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для
текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для
повышения квалификации педагогического работника.
III. Содержательный раздел
Содержание обучения и планируемые результаты освоения программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) представлено на сайте
образовательной организации в разделе Сведения об образовательной организации,
подраздела Образование (https://2rezh.uralschool.ru/sveden/education).

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.

23

IV. Организационный раздел
Организационный раздел ООП ООО включает:
 учебный план (Приложение 1);
 календарный учебный график (Приложение 2);
 план внеурочной деятельности (Приложение 3);
 календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и
проводятся образовательной организацией или в которых образовательная
организация принимает участие в учебном году или периоде обучения
(Приложение 4).

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».