Общие положения
I.
1. Основная образовательная программа начального общего образования
(далее ООП НОО) разработана в соответствии с Порядком разработки и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных
программ,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2022 г. № 874 и с учетом приказа Министерства Просвещения Российской
Федерации от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования».
2. Содержание
ООП
НОО
представлено
учебно-методической
документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая
программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей
единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования
уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы1.
3. Содержание и планируемые результаты разработанной образовательной
организацией ООП НОО должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФОП НОО 2.
4. При разработке ООП НОО образовательная организация предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир»3.
5. ООП
НОО
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный,
Пункт 101 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2
Часть 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
3
Часть 63 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
1
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
2
организационный.
6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих
целей и результатов4.
7. Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО5.
8. Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает:
цели
реализации
ООП
НОО,
конкретизированные
в
соответствии
с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися
программы начального общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику ООП НОО.
9. Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу
формирования
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся 6;
рабочую программу воспитания.
10. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых
результатов
освоения
ООП
НОО
и
разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального
Пункт 30 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утверждённого
приказом № 373.
5
Пункт 30 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утверждённого
приказом № 373.
6
Пункт 31 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утверждённого
приказом № 373.
4
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
3
общего образования.
11. Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
характеристики
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся 7.
12. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся
определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего
образования 8.
13. Рабочая
программа
воспитания
направлена
на
сохранение
и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. 9
14. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности
обучающихся,
в
том
числе
укрепление
психического
здоровья
и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы
начального общего образования 10.
15. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой
образовательной
организацией
Пункт 31.2 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.4 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 373.
8
Пункт 31.2 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.4 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 373.
9
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
10
Пункт 31.3 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.6 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 373.
7
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
4
совместно с семьей и другими институтами воспитания 11.
16. Организационный
раздел
ООП
НОО
определяет
общие
рамки
организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы
и условия реализации программы начального общего образования 12 и включает:
учебный план;
календарный учебный график;
план внеурочной деятельности;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий
воспитательной
направленности,
которые организуются и проводятся образовательной организацией или
в которых образовательная организация принимает участие в учебном году
или периоде обучения.
II. Целевой раздел ООП НОО
17. Пояснительная записка.
17.1. ООП НОО является основным документом, определяющим содержание
общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
17.2. Целями реализации ООП НОО являются:
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина
Российской
Федерации
на
получение
качественного
образования,
включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
развитие единого образовательного пространства Российской Федерации
на основе общих принципов формирования содержания обучения и
воспитания, организации образовательного процесса;
Пункт 31.3 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.6 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 373.
12
Пункт 32 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утверждённого
приказом № 373.
11
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
5
организация образовательного процесса с учётом целей, содержания
и планируемых результатов начального общего образования, отражённых
в ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом
его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся
в особом внимании и поддержке.
17.3. Достижение
поставленных
целей
реализации
ООП
НОО
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовнонравственное
воспитание,
интеллектуальное
развитие,
становление
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых
установок,
приобретению
личностными,
знаний,
семейными,
потребностями
и
умений,
навыков,
общественными,
возможностями
определяемых
государственными
обучающегося,
индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
достижение
планируемых
обучающимися,
в
том
результатов
числе
освоения
ООП
обучающимися
с
НОО
всеми
ограниченными
возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
6
и других, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей),
педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации.
17.4. ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях,
предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам
и условиям обучения на уровне начального общего образования;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП НОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
3) принцип
обеспечивает
учёта
ведущей
конструирование
деятельности
учебного
обучающегося:
процесса
в
программа
структуре
учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль
и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает
связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности,
а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным
программам основного общего образования, единые подходы между их обучением
и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
7
связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных
на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов
обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;
7) принцип
здоровьесбережения:
при
организации
образовательной
деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести
вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет
использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
8) принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности
обучающихся в соответствии с требованиями, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
№ 2, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24, и
санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 13.
17.5. ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре
года. Общий объём аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года
не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических
часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса
к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
17.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся
могут
разрабатываться
индивидуальные
учебные
планы,
Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения
России от 9 октября 2024 года № 704.
13
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
8
в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
начального
общего
нормативными
образования
актами
в
порядке,
образовательной
установленном
организации.
При
локальными
формировании
индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём
дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий,
расписание
занятий,
объём
домашних
заданий
должны
соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами
и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
При реализации трехгодичного срока обучения на уровне начального общего
образования необходимо равномерно распределять образовательную нагрузку на
три
года обучения,
обучающихся
по
корректировать
индивидуальным
Гигиеническими
нормативами
общий
объем
учебным
и
аудиторной
планам
в
нагрузки
соответствии
с
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями14.
18. Планируемые результаты освоения ООП НОО.
18.1. Планируемые
современным
целям
результаты
начального
освоения
общего
ООП
НОО
образования,
соответствуют
представленным
во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных
достижений обучающегося.
18.2. Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в единстве
учебной
и
воспитательной
деятельности
образовательной
организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
18.3. Метапредметные
сформированности
результаты
познавательных,
характеризуют
коммуникативных
и
уровень
регулятивных
универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных
Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения
России от 9 октября 2024 года № 704.
14
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
9
предметов,
а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В
результате освоения содержания программы начального общего образования
обучающиеся
овладевают
рядом
междисциплинарных
различными
знаково-символическими
средствами,
понятий,
которые
а
также
помогают
обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях.
19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП НОО.
19.1. Основой
требованиям
объективной
образовательной
оценки
деятельности
соответствия
и
подготовки
установленным
обучающихся,
освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО независимо от формы получения
начального общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО
определяет основные требования к образовательным результатам обучающихся и
средствам оценки их достижения.
19.2. Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система
оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в
образовательной организации и служит основой при разработке образовательной
организацией соответствующего локального акта.
19.3. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства
всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования. Её основными функциями являются: ориентация образовательного
процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО
и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
19.4. Основными
направлениями
и
целями
оценочной
деятельности
в образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также
основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации,
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
10
мониторинговых
исследований
муниципального,
регионального
и
федерального уровней;
оценка
результатов
деятельности
педагогических
работников
образовательной
организации
как основа аттестационных процедур;
оценка
результатов
деятельности
как основа аккредитационных процедур.
19.5. Основным
и
критериальной
объектом
базой
системы
выступают
оценки,
требования
её
ФГОС
содержательной
НОО,
которые
конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП
НОО.
19.6. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
19.7. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценки;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной
проверки результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и
(или) метапредметных результатов, составляет один урок (не более чем 45 минут),
контрольные работы проводятся, начиная со 2 класса.
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени,
отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем
учебном году15.
Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения
России от 9 октября 2024 года № 704.
15
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
11
19.8. Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся 16;
итоговую аттестацию. 17
19.9. В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений.
19.10. Системно-деятельностный
подход
к
оценке
образовательных
достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся
к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке
уровня
функциональной
грамотности
обучающихся.
Он
обеспечивается
содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые
результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
19.11. Уровневый
обучающихся
подход
к
служит основой
оценке
для
образовательных
организации
достижений
индивидуальной
работы
с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки,
так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
19.12. Уровневый
подход
к
оценке
образовательных
достижений
обучающихся реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения
обучающимися
планируемых
результатов.
Достижение
базового
уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.
19.13. Комплексный
подход
к
оценке
образовательных
достижений
реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
17
Статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
16
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
12
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки
динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об
особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другие) для
интерпретации полученных результатов в целях управления качеством
образования;
использование
разнообразных
методов
и
форм
оценки,
взаимно
дополняющих друг друга, в том числе оценок творческих работ, наблюдения;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ,
самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений
и знаний, в том числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) технологий.
19.14. Целью оценки личностных достижений обучающихся является
получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной
организации и её влиянии на коллектив обучающихся.
19.15. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение
этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учётом его
индивидуально-психологических особенностей развития.
19.16. Личностные достижения обучающихся, освоивших ООП НОО,
включают две группы результатов:
основы российской гражданской идентичности, ценностные установки
и социально значимые качества личности;
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
мотивация
к
познанию
и обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
19.17. Учитывая особенности групп личностных результатов, учитель может
осуществлять оценку только следующих качеств:
наличие и характеристика мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
13
учебные действия;
способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические
целесообразно
задания,
интегрировать
устанавливающие
с
заданиями
уровень
по
оценке
этих
качеств,
метапредметных
регулятивных универсальных учебных действий.
19.18. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которые отражают
совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий.
19.19. Формирование
метапредметных
результатов
обеспечивается
комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
19.20. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:
познавательных универсальных учебных действий;
коммуникативных универсальных учебных действий;
регулятивных универсальных учебных действий.
19.21. Овладение познавательными универсальными учебными действиями
предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических
действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией.
19.22. Овладение
базовыми
логическими
действиями
обеспечивает
формирование у обучающихся умений:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных
и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
14
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
19.23. Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает
формирование у обучающихся умений:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
19.24. Работа с информацией как одно из познавательных универсальных
учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной
безопасности
при
поиске
в
телекоммуникационной сети Интернет (далее – Интернет);
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
информацинно-
15
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
19.25. Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп
умений, как общение и совместная деятельность.
19.26. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
19.27. Совместная
универсальных
учебных
деятельность
действий
как
одно
обеспечивает
из
коммуникативных
сформированность
у
обучающихся умений:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на
основе
предложенного
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; проявлять готовность руководить,
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
16
выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
19.28. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся
умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и
самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности,
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
19.29. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
как
учителем
в
ходе
текущей
и
промежуточной
оценки
по учебному предмету, так и администрацией образовательной организации
в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность
обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи,
требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
19.29.1. В федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования 18
Таблица 1.
Перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования
Код
проверяемого
требования
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
1
Познавательные УУД
Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года приказом Минпросвещения России
от 9 октября 2024 года № 704.
18
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
17
1.1
1.1.1
Базовые логические действия
Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии
1.1.2
Объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты
1.1.3
Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма
Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы
1.1.4
1.2
1.2.1
Базовые исследовательские действия
Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации
1.2.2
Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
подходящий (на основе предложенных критериев)
1.2.3
Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
- целое, причина - следствие)
1.2.4
Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования)
1.2.5
Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях
1.3
1.3.1
Работа с информацией
Выбирать источник получения информации;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет
Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде
Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки
Анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей
1.3.2
1.3.3
1.3.4
Самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
1.3.5
2
2.1
2.1.1
наиболее
Коммуникативные УУД
Общение
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
18
2.1.2
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления
2.1.3
Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления
2.2
2.2.1
Совместная деятельность
Формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению:
распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенных образцов
Регулятивные УУД
3
3.1
3.1.1
Самоорганизация
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий
3.2
3.2.1
Самоконтроль
Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать
свои учебные действия для преодоления ошибок
19.30. В
ходе
мониторинга
проводится
оценка
сформированности
универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга
устанавливаются решением педагогического совета образовательной организации.
Инструментарий для оценки сформированности универсальных учебных действий
строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы
по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных,
коммуникативных и познавательных учебных действий.
19.31. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики
содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное
обучение.
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
19
19.32. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется
через оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным
учебным предметам.
19.33. Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
НОО
является
способность
к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных
на изучаемом
учебном материале и способах действий, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
19.34. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется
учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового
контроля.
19.35. Особенности
оценки
предметных
результатов
по
отдельному
учебному предмету фиксируются в приложении к ООП НОО (Приложение 5).
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету должно включать:
1.
список
итоговых
планируемых
результатов
с
указанием
этапов
их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая);
устно (письменно), практика);
2.
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию
(при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные
оценочные процедуры);
3.
график контрольных мероприятий (Приложение 6).
19.36. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего
образования.
19.36.1. Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает
как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений
обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является
сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению
чтением, грамотой и счётом.
19.36.2. Стартовая
диагностика
может
проводиться
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
педагогическими
20
работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных учебных
предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием
для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
19.37. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
19.37.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей
и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению
и
осознанию
учителем
и
обучающимся
существующих
проблем
в обучении.
19.37.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты,
этапы
освоения
которых
зафиксированы
в
тематическом
планировании по учебному предмету.
19.37.3. В текущей оценке используются различные формы и методы
проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы
продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
19.37.4. Результаты
текущей
оценки
являются
основой
для
индивидуализации учебного процесса.
19.38. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения
обучающимися тематических планируемых результатов по учебному предмету.
19.39. Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится,
начиная
со 2 класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету.
19.40. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
19.41. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных
планируемых
результатов и
универсальных
учебных
действий,
является
основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
19.42. Итоговая
оценка
является
процедурой
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.
внутренней
оценки
21
образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки
и итоговой работы по учебному предмету. Предметом итоговой оценки является
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи,
построенные
на
основном
содержании
учебного
предмета
с учётом формируемых метапредметных действий.
III. Содержательный раздел
Содержание обучения и планируемые результаты освоения программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) представлено на сайте
образовательной организации в разделе Сведения об образовательной организации,
подраздела Образование (https://2rezh.uralschool.ru/sveden/education).
IV. Организационный раздел
Организационный раздел ООП НОО включает:
учебный план (Приложение 1);
календарный учебный график (Приложение 2);
план внеурочной деятельности (Приложение 3);
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и
проводятся образовательной организацией или в которых образовательная
организация принимает участие в учебном году или периоде обучения
(Приложение 4).
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 2025-2026 гг.